Раздел «Доступная среда» посвящён условиям, созданным в лагере для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Это очень важный раздел, обеспечивающий прозрачность инклюзивности среды. Он должен содержать исчерпывающие сведения по следующим пунктам (положения a–н приказа):
-
Специальные условия отдыха и оздоровления для детей с ОВЗ и инвалидов. Описание того, какие именно условия созданы, чтобы дети с ограничениями здоровья могли полноценно отдыхать и получать оздоровление в лагере.
Например: наличие отдельных отрядов или интеграция в общие отряды, специальные программы ЛФК, продлённый тихий час, щадящий режим дня и т.п.
-
Специальные условия охраны здоровья, включая питание. Указывается, какие меры принимаются для охраны здоровья детей с ОВЗ/инвалидов.
Например: постоянное присутствие медицинского работника, специализированное меню с учётом диет (при необходимости), контроль приема лекарств, регулярный медосмотр, доступ к неотложной помощи. Отдельно отмечается организация питания: доступны ли диетические блюда, индивидуальное меню при аллергиях и т.д.
-
Условия хранения лекарств и лечебного питания. Если дети привозят с собой лекарства или специальные смеси/продукты, необходимо указать, как организовано их хранение.
Например: наличие медицинского кабинета или холодильника для хранения медикаментов, ведение журнала учета приема лекарств, выделенное место на кухне для хранения специализированного питания.
-
Специально оборудованные помещения и объекты. Перечень помещений и инфраструктуры, приспособленных для детей с ОВЗ и инвалидов.
Сюда относится: наличие пандусов и поручней на территории и в корпусах, лифтов или подъемников (если корпуса многоэтажные), специальных санитарных узлов для инвалидов-колясочников, пониженных подоконников, специализированных спортивных или игровых площадок, сенсорных комнат и т.д. Все объекты, адаптированные под нужды детей с инвалидностью, должны быть перечислены.
-
Специальные технические средства обучения и воспитания. Информация о том, имеются ли в лагере специальные учебные материалы или оборудование, учитывающие особые образовательные потребности детей с ОВЗ.
Например: пособия с крупным шрифтом или шрифтом Брайля для слабовидящих, аудиоустройства, устройства для усиления звука для слабослышащих, тактильные игры, специальные спортивные тренажёры и т.п.
-
Условия беспрепятственного доступа к водным объектам. Если на территории есть бассейн или рядом расположен пляж/водоём, указывается, обеспечен ли доступ инвалидов к водным объектам.
Например, наличие специальных спусков в бассейн, поручней, удобных раздевалок; на пляже – настилы для колясок, пандусы к воде, сопровождение на воде и др. (Этот пункт отражается, если купание или бассейн входят в программу лагеря.)
-
Организация сопровождения детей с ОВЗ. Описывается, как осуществляется сопровождение детей-инвалидов при необходимости.
Приказом предусмотрено указать, организовано ли сопровождение ассистентом (помощником), оказывающим техническую помощь таким детям.
Например: «За каждым ребёнком с нарушениями опорно-двигательного аппарата закрепляется ассистент (вожатый или воспитатель), который помогает ему в передвижении и бытовых вопросах». Если отдельные ассистенты не предусмотрены, но функцию помощи выполняют вожатые, это стоит отметить.
-
Возможность самостоятельного передвижения по территории. Необходимо проинформировать, обеспечена ли безбарьерная среда на территории лагеря.
То есть, может ли ребёнок на инвалидной коляске или с другим ограничением самостоятельно (или с помощью минимальной помощи) перемещаться: имеется ли ровное покрытие дорожек, пандусы при входах в здания, широкие дверные проемы, отсутствие порогов и т.п. Если такие условия есть – описывается, если нет – указывается, какие препятствия имеются и как их преодолевают (например, помощь персонала).
-
Возможность посадки в транспорт перед входом на территорию. Указывается, есть ли оборудованные места для посадки и высадки детей-инвалидов из транспортных средств прямо перед входом на территорию лагеря или перед зданиями.
Например: специальная парковка для автомобилей, подвозящих инвалидов; съезды с бордюров; возможность подъезда автобуса вплотную к корпусу и т.п. Также указывается, могут ли дети-колясочники попасть внутрь транспортного средства (лагерного автобуса) и выйти из него — при наличии подъемников или с посторонней помощью.
-
Доступ к информационным системам. В современном лагере могут быть информационные системы (например, электронный журнал, сайт, терминалы). Необходимо указать, адаптированы ли они для детей-инвалидов.
Например: официальный сайт лагеря имеет версию для слабовидящих (крупный шрифт, высокая контрастность); информационные киоски оснащены звуковым дубляжем; есть ли доступ к интернету для детей, в том числе с особенностями (учитывая специальные программы).
-
Специальное оборудование и носители информации. Описывается наличие в лагере специального оборудования (и носителей информации), обеспечивающего детям-инвалидам доступ к объектам и услугам с учетом их ограничений.
Например: переносные пандусы, специальные кресла или стулья для душа, тактильные таблички на дверях с Брайлем, индукционные петли для слабослышащих в актовом зале, специальные спортивные коляски, аудиокниги и т.п.
-
Дублирование звуковой и зрительной информации. Указывается, реализовано ли в лагере дублирование важной информации для инвалидов.
Например: вся необходимая для ориентации информация продублирована зрительно и на слух – таблички продублированы шрифтом Брайля, важные объявления сопровождаются звуковым сигналом; визуальная “бегущая строка” или экраны для тех, кто не слышит объявлений. Особенно отмечается наличие надписей и знаков, выполненных шрифтом Брайля на важных объектах (палатах медпункта, комнатах гигиены и пр.).
-
Допуск собак-поводырей. В завершение раздела следует указать, допускается ли присутствие собак-поводырей на территории лагеря. Согласно закону, при наличии у незрячего ребенка документа о специальном обучении собаки-поводыря, такая собака должна быть допущена. Нужно отразить условия её нахождения: например, «Сопровождающая собака-поводырь допускается на территорию лагеря при наличии документов, подтверждающих её специальное обучение, в соответствии с законодательством».
Как видно, раздел «Доступная среда» весьма подробный. При его наполнении важно не ограничиваться общими фразами, а перечислить конкретные адаптационные мероприятия и условия. Рекомендуется структурировать этот раздел, разбив на подтемы: физическая доступность, медицинское обеспечение, сопровождение, информационная доступность и пр. Если каких-то условий нет, лучше честно указать их отсутствие, чем умолчать – это покажет прозрачность и позволит пользователю понять, над чем лагерю еще предстоит работать.